Программа поддержки местных инициатив

 

В Республике Башкортостан продолжается практика внедрения Программы поддержки местных инициатив (далее-ППМИ). Цель программы: содействие решению вопросов местного значения и вовлечение населения в процессы местного самоуправления. То есть в рамках ППМИ население принимает непосредственное участие в осуществлении местного самоуправления, решая именно те проблемы, которые считает для себя действительно важными.Проблемы могут быть самыми разными: водоснабжение и дороги; освещение и благоустройство; ремонт школ, детских садов, клубов и другие.

Суть программы в следующем: на решение проблемы сельского поселения выделяется субсидия в размере до 1 млн. рублей. Часть денег (не менее 5% от стоимости проекта) выделяется из местного бюджета, часть денежных средств (не менее 3% от стоимости проекта) собирает население, часть денег (порог не установлен)-спонсорская помощь.

Получить эту субсидию сможет сельское поселение, которое выиграет конкурс. Для того, чтобы участвовать в конкурсе необходимо выполнить ряд условий:

1. Население должно активно участвовать в подготовке проекта. На собрании граждан необходимо выявить наиболее приоритетную проблему. Определить сумму, которую население готово собрать для софинансирования проекта.

2. Выбирается инициативная группа. Обязательно распределяется функционал группы, чтобы население было в курсе кто за какие функции отвечает. Это, к примеру, группа, отвечающая за технические функции, группа по сбору денег, группа по работе с юридическими лицами, группа по подготовке творческих идей. Инициативная группа совместно с работниками администрации сельского поселения готовят документы для участия в конкурсе.

3. Комплект документов направляется в конкурсную комиссию. Инициативной группе необходимо следить за ходом рассмотрения заявки и информировать о ее статусах население.

Важно: наличие софинансирования со стороны населения показывает насколько оно заинтересовано в решении проблемы. Чем выше вклад населения, тем выше шанс стать победителем в конкурсе и получить субсидию. При этом сбор денежных средств с населения начинается только после того как сельское поселение станет победителем.

Масштабы проекты таковы: в 2016 году по нашей республике в ППМИ приняли участие 54 муниципальных района и 8 городских округов. Было подано 666 заявок, победили 458 заявок от сельских, городских поселений и муниципальных районов, 29 заявок от городских округов.

Размер субсидии по республике составил 67%, размер софинансирования со стороны местного бюджета-15%, размер софинансирования со стороны населения-12%, размер спонсорской помощи-6%.

Больше всего заявок было подано на ремонт дорог (приблизительно 18%), второе место-ремонт детских садов и школ (13 %), третье-ремонт систем водоснабжения (12%), далее-ремонт зданий сельских клубов, благоустройство территорий кладбищ, обустройство спортивно-игровых площадок, обеспечение пожарной безопасности, благоустройство парков отдыха, приобретение техники.

7 декабря 2016 года на очередном заседании Совета сельского поселения Усть-Табасский сельсовет было принято решение об участии Администрации сельского поселения Усть-Табасский сельсовет в Программе поддержки местных инициатив.

Уважаемые жители сельского поселения! Нам также важно и ваше мнение о возможности участия сельского поселения в ППМИ. В целях изучения общественного мнения Администрация сельского поселения проводит опрос. Просим вас уделить несколько минут на полученные вами опросные листы и ответить на поставленные в них вопросы. Опросный лист необходимо вернуть в Администрацию сельского поселения.

1. Презентация «Программа поддержки местных инициатив в Республике Башкортостан»

Презентация.pptx

2. Официальный сайт ППМИ Республика Башкортостан

https://ppmi.bashkortostan.ru/

3. Карта реализованных проектов на территории Республики Башкортостан.

https://ppmi.bashkortostan.ru/YandexMaps

           

 27 января 2017 года прошло итоговое собрание жиетелй деревни Базанчатово об участии в ППМИ., где была выбаран инициативная группа. Решили о софинансировании проекта со стороны населения и спонсоров.

27 января 2017 года в 11 часов в здании СДК в д.Базанчатово проводится собрание с целью участия в ППМИ.

Протокол собрания граждан д.Базанчатово  от 27.01.2017 года по участию в ППМИ


Протокол граждан д.Базанчатово от 05.11.2016 года 

Протокол собрания от 14.12.2016 года

05 ноября 2016 года прошло собрание граждан д.Базанчатово СП Кшлау-Елгинский сельсовет МР Аскинский район РБ,где информацией о Программе поддержки местных инициатив выступил глава сельского поселения сафин Фидус Ваисович. На собрании жители деревни решили: 1.Первооечердной проблемой деревни ,которую необходимо  выдвинуть для участия в конкурсе  на получение средств из бюджета Республики Башкортостан является текущий ремонт улиц д.Базанчатово..

 14 декабря 2016 года прошло собрание жителей улицы Колхозная д.Базанчатово.Также решили участвовать в Программе поддержки местных инициатив.

ПАМЯТКА ДЛЯ ИНИЦИАТИВНЫХ ГРУПП ПО ПРОГРАММЕ ПОДДЕРЖКИ МЕСТНЫХ ИНИЦИАТИВ (ППМИ) В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

/ Просмотров: 700

1.    Вводная информация

Инициативная группа – это команда единомышленников, которая помогает администрации поселения готовить и выполнять проект на всех его стадиях – от момента подготовки документов на конкурс для получения субсидии из областного бюджета до завершения строительных работ.

Задачи инициативной группы разнообразны и включают в себя:

  • Помощь администрации поселения в подготовке конкурсной документации
  • Сбор денежных средств от населения и спонсоров для софинансирования проекта
  • Информирование населения о ходе реализации проекта на всех его стадиях
  • Мониторинг качества выполняемых работ
  • Участие в приемке работ и обеспечение сохранности объекта

В процессе работы в инициативной группе Вам придется тесно общаться с разными группами людей: жителями населенного пункта, сотрудниками администрации поселения, строителями. Важно, чтобы Вы четко представляли себе свои задачи, обязанности и возможности, хорошо понимали суть Проекта и умели рассказать о нем жителям Вашего поселка или села.

2.    Краткая информация о ППМИ в Республике Башкортостан

Подробная информация о Проекте имеется у главы Вашего поселения; вкратце она выглядит следующим образом.

ППМИ в Республике Башкортостан реализуется по решению Президента и Правительства  Республики Башкортостан при участии Всемирного банка. ППМИ направлен на решение именно тех проблем, которые жители самостоятельно определяют на собраниях. Республике Башкортостан область стала первой республикой в Российской Федерации, где выполняется подобный проект. Его реализация в пяти краях и областях России  показала высокую эффективность используемых в Проекте подходов.

Цель Проекта – выявить и решить проблемы Вашего поселения, на решение которых в муниципалитете не хватает средств. Эти проблемы могут быть связаны с водоснабжением, внутрипоселковыми дорогами, небольшими мостами, домами культуры, освещением, благоустройством, детскими площадками и другими вопросами, относящимися к поселенческим полномочиям. На эти цели из областного бюджета выделены субсидии (до 1,5 млн. рублей на поселение), получить которые смогут поселения, выигравшие на конкурсе программ. Победить в конкурсе смогут те поселения, которые наилучшим образом обеспечат два основных условия:

–        Участие населения в подготовке и реализации Проекта. На стадии подготовки население должно принимать непосредственное участие в выборе программы для финансирования. Чем больше жителей будет участвовать в собрании по определению проблемы и выбору программы, тем больше шансов на победу у конкурсной заявки поселения. На стадии реализации население помимо денежных средств может участвовать в проекте безвозмездным трудом, натуральным вкладом (стройматериалы, техника и т.д.). Кроме того, население должно принимать участие в мониторинге качества работ. Для обеспечения участия населения крайне важна информационно-разъяснительная работа – население должно понять, что большая часть проблем населенного пункта может быть решена только с его непосредственным участием и под его непосредственным контролем.

–        Привлечение дополнительных денежных средств для финансирования программы (софинансирование). Софинансирование может быть обеспечено из трех источников: со стороны населения, юридических лиц (спонсоров) и местного бюджета. Софинансирование важно потому, что его наличие показывает реальную заинтересованность участников в реализации проекта, и делает их ответственными за его результаты. Кроме того, софинансирование является обязательным условием для получения субсидии из вышестоящего бюджета в соответствии с бюджетным законодательством. В рамках ППМИ установлены минимальные пороги софинансирования со стороны местного бюджета поселения – 5% и населения – 3%. При этом уровень софинансирования может быть и выше - чем больше будет вклад, тем больше вероятность того, что Ваше поселение станет победителем конкурсного отбора, и получит субсидию из республиканского бюджета. По отношению к софинансированию со стороны юридических лиц минимального порога не установлено, но и в этом случае величина вклада увеличивает шансы на получение субсидии.

Кроме того, есть ряд дополнительных требований к качественной заявке (обеспечение эксплуатации и содержания объекта, экономический эффект программы, информационное сопровождение программы), которые также влияют на вероятность получения субсидии, но в несколько меньшей степени. Эти требования и соответствующие им коэффициенты приведены в критериях оценки конкурсной документации, которые имеются у главы администрации поселения и/или местных консультантов Всемирного банка, а также представлены на сайте министерства экономического развития Республики.

3.    Состав, роль и задачи инициативной группы

Инициативная группа, как правило, состоит из 3-5 человек, однако, требования к количеству участников не существует. В состав инициативной группы входят люди, непосредственно связанные с данным объектом (например, директор клуба – в случае, если программа связана с ремонтом клуба), лучше остальных понимающие суть решаемой проблемы, умеющие работать с населением, и, в идеале, обладающие минимальными техническими знаниями. Соответствующим образом распределяются и обязанности участников. У инициативной группы должен быть руководитель – человек, который будет выполнять координационную и представительскую роль. В состав инициативной группы могут входить представители администрации, но это не является обязательным условием.

Инициативная группа решает следующие задачи.

Сбор средств населения. Объем вклада определяется решением собрания поселения и отражается в протоколе собрания граждан. Важно учитывать, что фактический вклад может оказаться несколько ниже, поэтому решение собрания не определяет точной цифры, которая будет указана в заявке, а лишь дает необходимые ориентиры. Практика показывает, что обычно удается собрать около 70-80% суммы, определенной решением собрания. Средства населения собираются в виде благотворительной помощи и зачисляются на счет поселения.

Важно – сбор средств начинается не после проведения собрания, а только после того как Вы узнали, что Ваше поселение стало победителем конкурсного отбора. Это важно, потому что, если поселение не станет победителем, а средства будут собраны, возникнут технические сложности возврата средств со счета поселения, а также общее недоверие населения к программе.

Вся работа по сбору денег от населения строится на принципах добровольности и строгой отчетности по денежным средствам. Сбор денежных средств следует вести по ведомости с указанием данных о вкладчике, суммы и его личной подписи. Важную роль для организации сбора населения играет разъяснительная работа. Жители должны понимать, зачем у них собирают деньги, и как именно они будут расходоваться.

Подготовка конкурсной документации. Инициативная группа может принимать участие в подготовке конкурсной заявки при определении объемов работ и их ориентировочной стоимости, разработке локальных смет, подготовке фотоматериалов о текущем состоянии объекта и др. Важно, чтобы заявка была реалистичной. Лучше заложить несколько меньший объем работ, но выполнить его с хорошим качеством.

Мониторинг хода выполнения работ. Успешность программы во многом зависит от того, насколько активно будет вовлечены члены инициативной группы и население в отслеживание своевременности и качества выполняемых работ. Очень хорошо, если к мониторингу удастся привлечь людей, имеющих опыт в строительстве профессиональный или житейский. Но если даже нет, ничего страшного. К примеру, каждый заинтересованный житель может замерить глубину траншеи при ремонте водопроводной сети, чтобы избежать промерзания или ширину дорожного покрытия. Для этого их нужно проинформировать о строительных нормах к подобным работам и попросить обеспечить контроль.

Информирование о ходе выполнения работ. Важно, чтобы ход выполнения программы получал максимальное информационное освещение, начиная с проведения собрания по отбору проекта, до ввода его в эксплуатацию. Для этого используются все возможные средства: местная печать и телевидение, стенды объявлений, расположенные около зданий  администраций, сеть Интернет. Распространение информации о проекте по поддержке местных инициатив позволяет сделать все его процедуры открытыми и прозрачными, облегчает процедуру привлечения софинансирования со стороны населения и спонсоров, снимает возможные подозрения о злоупотреблениях. На этом этапе очень полезно привлекать старшеклассников, умеющих работать в сети Интернет, которые с большой ответственностью относятся к подобным поручениям. Об успешной реализации Вашего проекта должны знать не только в Вашем поселении, районе и даже Республики, но и в других регионах России.

Завершение работ. На этом этапе члены инициативной группы вместе с главой поселения оценивают все проведенные в рамках муниципального контракта работы, участвуют в подписании акта сдачи объекта в эксплуатацию и при необходимости отмечают те недостатки, которые необходимо устранить. Так как, обычно завершение работ и прием объекта в эксплуатацию осуществляется в торжественной обстановке, не забудьте поблагодарить (или попросить сделать это главу администрации поселения) всех тех людей или организации, которые активно помогали Вам в процессе работы.